к сообщениям | к меню
Дмитрий Леус. Технологии Blogger.

воскресенье, 18 октября 2015 г.

Дмитрий Исаакович Леус: Каким банкам можно доверять ? Часть I


Дмитрий Исаакович Леус

Дмитрий Леус

Дмитрий Исаакович Леус, Председатель Совета директоров Закон «О потребительском кредитовании», который уже прошел первое чтение в Госдуме, делает услуги коммерческих банков для населения более удобными. В связи с этим ожидается значительный рост числа выданных потребительских займов. Поэтому особую актуальность приобретает процесс повышения финансовой грамотности населения. Каким банкам можно доверять? Ответ на этот вопрос поможет миллионам заемщикам и вкладчикам определиться – остаться ли клиентом своего банка, либо сменить кредитную организацию.
Первое, на что бы хотел обратить ваше внимание Дмитрий ИсааковичЛеус, – это доступность услуг. Не секрет, что большинство банков предпочитают работать лишь в городах-миллионниках. И жителям малых городов приходится тратить много времени на то, чтобы доехать до офиса банка в крупном городе. Мы решили устранить данную несправедливость.
В прошлом году запустили пилотный проект по созданию «легких» офисов в малых городах России. Стоит отметить, что количество выданных ими кредитов уже превысило аналогичный показатель в отдельных «тяжелых» офисах в средних и крупных городах. В целом 2012 год стал настоящим прорывом для банка (розничный кредитный портфель был увеличен в 2,5 раза).
На сегодняшний день у банка – 45 отделений (9 в Москве и Московской области, а также 36 отделений в регионах России). Только за прошедшие полгода было открыто 22 региональное подразделение. Это своеобразный рекорд! С точки зрения экономического развития это новые ресурсные мощности для увеличения объема бизнеса банка. Если же говорить о социальной составляющей, то это новые рабочие места в регионах и стабильная работа для персонала.
Мы уже начали работу не только в малых городах, но и в районах с населением свыше 50 тыс. человек. Например, у нас уже есть кредитно-кассовый офис в г. Грязи Липецкой обл. Там 46 тыс. населения ведут городской образ жизни, плюс еще 73 тыс. живут в поселках городского типа. И было бы несправедливо оставить их без возможности сделать банковский вклад или получить кредит на приобретение необходимых товаров и услуг.
Отдельно хочу обратить внимание на высокую финансовую дисциплину заемщиков в небольших городах. Положительная кредитная история позволяет им получать повторные кредиты уже на льготных условиях, говорит Дмитрий Леус.
Один из продуктов, который до недавнего времени был недоступен в малых городах – кредиты для пенсионеров. Как только мы стали работать с людьми старшего возраста, то сразу для себя отметили, что они очень ответственны – практически не допускают просрочек по платежам. Поэтому для них мы готовы разрабатывать новые банковские продукты на наиболее приемлемых для них условиях.
Мы очень внимательно относимся к тому, чтобы люди не теряли времени в очередях. Для этого регулируем саму возможность появления очередей в наших отделениях. Активно устанавливаем в офисах сети терминалы самообслуживания, чтобы платежи по кредитам можно было вносить не только через кассу.

Часть 2

0 коммент.:

Отправить комментарий

Блиц-интервью

Блиц-интервью Дмитрий Леус: «Я вижу большой потенциал в возрождении малого и среднего бизнеса в регионах России» 05.08.2013 Кредитование юридических лиц требует ювелирного подхода. О своем сотрудничестве с «дочкой» ВЭБа, стратегиях выживания нишевых коммерческих банков в современных российских условиях, особенностях качественного риск-менеджмента и планах по расширению бизнеса рассказал председатель совета директоров Дмитрий Исаакович Леус. - Дмитрий Исаакович, дайте, пожалуйста, свою оценку состоянию российской экономики. Ощущает ли банковский сектор стагнацию, о которой ряд аналитиков заявляет в последнее время? - Давать оценки и уж тем более прогнозы для любого настоящего профессионала – дело неблагодарное. Экономическая жизнь в России, да и в мире так устроена, что никто из специалистов не владеет полнотой информации, опираясь на которую можно было бы сделать правдоподобный прогноз. Даже самые опытные эксперты, в совершенстве владеющие многообразными методами аналитики, не спешат делать какие-либо однозначные заявления. Я бы тоже воздержался от прогнозов и эффектных рассуждений, но готов поделиться своим видением той ситуации, которая сегодня воцарилась на рынке. По моему ощущению, каких-то резких кризисных явлений или коллапса не предвидится. Возможно наступление медленной стагнации, к которой нужно будет какое-то время приспосабливаться. Банковскому сектору, регулятору и самому бизнесу в этих условиях придется менять подходы к основной деятельности. Для выживания и эффективной работы в такой ситуации от всех участников потребуется трансформировать свои стратегии. Когда мы ведем речь о банковских продуктах, то нужно помнить, что популярность любого из них во многом продиктована рыночной ситуацией. Почему почти все кредитно-финансовые организации в последние годы так резко «кинулись» в потребительское кредитование? Дело в том, что любой банк может брать на себя риски только в том случае, если они перекрываются доходностью. Когда на рынке есть только короткие и дорогие деньги, то банкам приходится принимать условия игры, если они хотят стабильно развиваться. Мы очень долго наращивали ипотечный портфель, пока хватало для этого фондирования. Были сделаны большие инвестиции в IT-структуру , создана профессиональная команда, открыты отделения, но все же мы приостановили эту деятельность в 2009 году, после того, как начали ощущать на себе последствия мирового кризиса. Мы пользовались инструментами рефинансирования, однако, несмотря на все усилия, быстро убедились, что маржа в этом сегменте стала маленькой. И так же, как и многие другие игроки финансового рынка, мы адаптировали и усовершенствовали свою бизнес-стратегию. Наше внимание стало сосредотачиваться на развитии кредитования по меньшему чеку, но большими объемами и с возвратностью средств по всем операциям в течение 2–3 лет. В настоящее время мы планируем восстановить свое присутствие в сегменте ипотечного кредитования, правда, пока не в тех объемах, что раньше. - В данный момент получается, что в основном занимается потребительским кредитованием, как и большинство игроков на рынке, правильно? - Да, но мы не стоим на месте и планируем расширять свое присутствие в других сегментах. В настоящий момент потребительское кредитование является основой нашего портфеля. Но помимо возвращения к ипотеке, мы хотим серьезно нарастить свое присутствие в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) и далее заняться корпоративным кредитованием. Как вы знаете, недавно мы подписали первый контракт с МСП-банком, «дочкой» ВЭБа. Средства в полном объеме будут направлены на кредитование наших клиентов – юридических лиц, преимущественно через региональные отделения банка, что, на мой взгляд, положительно повлияет на экономическое развитие региональной экономики страны. В планах у – продолжить сотрудничество с этой финансовой организацией и подписать еще несколько контрактов на общую сумму порядка 3 млрд. рублей. В целом, кредитованием МСБ занимается достаточно давно. У нас был продукт под названием «Миллионер», по которому заемщик-собственник бизнеса или индивидуальный предприниматель мог получить до 1 млн. рублей в зависимости от критериев кредитования. Соответственно, мы имеем опыт оценки финансового состояния небольших фирм, у нас сформированы собственные подходы к кредитованию индивидуальных предпринимателей. Вернуться на этот рынок при достаточном фондировании даже в условиях неопределенных перспектив российской экономики, о которой сегодня любят рассуждать различные аналитики, нам несложно. По моему глубокому убеждению, банк не должен быть монолайнером. Я понимаю, что многие коллеги здесь со мной могут не согласиться. Однако мое твердое убеждение основано на понимании того, что в современных условиях быть эффективным и одновременно стабильным может только сложный диверсифицированный бизнес. А как показывает практика, каким бы успешным ни был бизнес у монолайнера, в какой-то момент регулятору может не понравиться, что у банка большой процент активов находится в высокомаржинальных продуктах, поскольку всеми признается как аксиома утверждение о том, что большая доходность в нынешних рыночных условиях сопряжена с большим риском. - С этим можно поспорить. Ведь даже кризис показал, что просрочка у физических лиц хоть и увеличивалась, но очень медленными темпами и не зигзагообразно, а плавно. А вот корпоративные клиенты часто «маскировали» свои невозвраты через различные «пролонгации» и другие инструменты. Действительно, с этим утверждением можно поспорить и не только с помощью обращений к историческим наблюдениям. Ведя разговор о кредитовании, нужно оценивать модель риск-менеджмента, применяемую в финансовой организации. В банке «Западный» четко выстроенная и жесткая система риск-менеджмента. Каждый день к нам поступает 2,5 тыс. заявок на получение заемных средств от физических лиц. Однако из всего этого потока мы одобряем выделение средств только 18% клиентов. Кроме того, у нас своя служба взыскания, которая работает с просроченной задолженностью сроком до 60 дней. Мы постоянно модернизируем свою стратегию поведения на рынке в зависимости от ситуации, которая складывается в отечественной экономике. Например, у нас был период, когда мы приостанавливали кредитование заемщиков в возрасте до 25 лет, поскольку именно в этом сегменте клиентов чаще всего сталкивались с отсутствием финансовой дисциплины. Аналитики банка «Западный» постоянно проводят мониторинг кредитного портфеля. Мы предоставляем населению 1 млрд. рублей заемных средств в месяц. С одной стороны, это немного. С другой стороны, этой суммы достаточно, чтобы досконально анализировать портфель и оперативно реагировать на изменения. У нас 70 работающих подразделений по всей стране (включая подразделения, находящиеся в стадии открытия), и могу сказать, что в регионах работать проще, возвратность там лучше. В результате просрочка по портфелю по физическим лицам на сегодняшний день у нас составляет 6%. В сегменте кредитования МСБ у нас практически нет просрочки, поскольку мы только приступили к работе в этом направлении. И благодаря нашему подходу к рискам, я убежден, что она будет гораздо ниже, чем по портфелю кредитов физическим лицам. При оформлении потребительских кредитов присутствует некая массовость, эффект отлаженного механизма. А в сегменте МСБ мы работаем индивидуально с каждой заявкой на нескольких уровнях. По каждому предприятию будет проходить кредитный комитет в Москве, это помимо тщательной предварительной работы в регионе. Наши специалисты выезжают к заемщику, оценивают состояние его бизнеса, контрагентов, анализируют финансовую отчетность за год и т.д. При таком тщательном подходе из 10 заявок одобряются 2–3. - Ваша финансовая организация существует на рынке с 1993 года, что является существенным сроком для относительно «молодого» банковского сектора нашей страны. Согласно вашему опыту, какова стратегия успеха для нишевых коммерческих банков в России? - Стратегия выживания для нишевых коммерческих банков в современной России с ее неопределенными экономическими перспективами состоит в хорошо простроенной, прозрачной, понятной, просчитанной и подтвержденной на опыте схеме риск-менеджмента. А секрет «прохождения» любого кризиса заключается в мотивации акционеров и собственников банка, в их желании сохранять и развивать свой бизнес. Первое, чему учат в специализированных финансовых вузах, это понимаю одного ключевого утверждения: «Экономика – это выбор!». И в кризисные периоды эта простая истина становится очевидной всем. Банковский бизнес в наше время действительно очень рискованный сектор экономики. Но это выбор каждого акционера и менеджера. Я приезжаю на работу к 8 часам утра и уезжаю гораздо позже 8 вечера. Но только так можно работать, рассчитывая на хороший результат. В банковском бизнесе есть много моментов, которые можно сначала не заметить или пропустить, а они, в конечном итоге, ударят по финансовым показателям. Нужно отслеживать все, начиная с элементарной хозяйственной деятельности, заканчивая крупными договорами. Возможен миллион вариантов, где менеджеры или работающие акционеры могут что-то упустить, поэтому пристальное внимание в этой сфере бизнеса – неотъемлемая часть жизни любого ответственного банкира. По моему мнению, только когда стройная и четкая финансовая структура контролируется собственниками, только тогда можно получить ожидаемый финансовый результат. Стратегия финансово-кредитной организации при любом кризисе заключается в мотивации акционеров и менеджмента компании стабилизировать ситуацию в сложные времена, в их здравой оценке рисков одновременно с открытостью к текущей экономической ситуации. Все это в совокупности позволяет вовремя проводить мониторинг текущей ситуации в банке и моментально реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Нужно понимать, что настоящий риск-менеджмент заключается не в том, чтобы просто все хорошо просчитать и правильно применить давно известные формулы. Настоящий риск-менеджмент заключается в том, чтобы, анализируя рынок и все происходящее в экономике, выявить тот слабый сигнал, который завтра станет вызовом для всего мира, и заранее от него защититься. Риски есть всегда, в любом бизнесе, в том числе и в банковском. Но есть риск оправданный, покрываемый получаемой доходностью. Им нужно научиться управлять и действовать смело, если есть желание получить прибыль. А есть риск неоправданный – и вот на него идти нельзя. По нашему мнению, как я говорил, концентрировать работу всей финансовой организации вокруг двух-трех банковских продуктов – это большой риск. Мы приняли решение расширять продуктовую линейку, поскольку видим хорошие перспективы в развитии малого и среднего бизнеса в регионах, а также хотим снизить долю рисков для банка в целом. Сейчас мы входим на рынок с продуктами для кредитования МСБ. Далее мы планируем заняться развитием корпоративного кредитования, но ориентироваться и принимать окончательные решения в этом вопросе будем в зависимости от ситуации на рынке. - А что послужило стимулом для развития вашей деятельности именно в сторону кредитования малого и среднего бизнеса? Что стало ключевым мотивом? Мы сделали расчет и поняли, что в настоящий момент в состоянии реализовать этот проект. Мы хорошо понимаем, на что идем, прекрасно видим своего нынешнего и будущего клиента. Для реализации этого проекта в кратчайшие сроки у нас есть все необходимые условия – профессиональная команда, наработанный опыт, настроенные IT- решения, квалифицированный персонал в регионах, эффективная практика предыдущей деятельности, включая и проверенные методы. - Расскажите о наиболее популярных в вашем банке продуктах для юридических лиц – представителей малого и среднего бизнеса. Какие совместные программы сегодня действуют у вашей кредитной организации? Мы предлагаем кредиты для предприятий МСБ на максимальную сумму до 3 млн. рублей, при этом минимальный размер займа у нас составляет 30 тыс. рублей. Максимальный срок кредита равен 36 месяцам. Процентная ставка рассчитывается индивидуально в зависимости от финансовых показателей, ее минимальное значение начинается с 15% годовых. Для сезонного бизнеса у нас предусмотрена возможность индивидуального графика погашения займа. Чтобы претендовать на кредит, предприятие на рынке должно существовать больше года, а размер государственного участия в его уставном капитале не должен превышать 25%. Количество занятых на таком предприятии не должно быть свыше 250 человек. Все необходимые налоговые и страховые взносы должны быть уплачены. По сфере деятельности у нас предпочтений нет. Мы готовы работать с компаниями из самих разных секторов экономики: магазины, рестораны, гостиницы, предприятия IT-сектора, автосервисы, компании по производству и продаже строительных материалов и т.д. – мы будем рады любому клиенту. Для принятия окончательного решения о сотрудничестве мы анализируем бизнес-план, финансовое состояние заемщика, его предыдущие отношения с другими банками и т.д. Компания должна иметь хорошую отчетность и быть прибыльной настолько, чтобы претендовать на кредит. Мы приглашаем предпринимателей и предприятия к сотрудничеству и готовы глубоко вникать в ту деятельность, которую они ведут. Мы заинтересованы в долгосрочном партнерстве со своими клиентами – юридическими лицами, поэтому предлагаем им перевести оборотные средства компаний к нам в банк для удобства сотрудничества. В этом случае нам гораздо легче анализировать состояние предприятия, а нашим партнерам гораздо проще в будущем продолжить сотрудничество на более выгодных условиях, в том числе и предусматривающих снижение процентной ставки. У нас практически нет комиссий за обслуживание и ведение счета, а там, где они существуют, их размер просто несопоставим с объемом денежных средств, выдаваемых в кредит. Счет нужен для того, чтобы понимать, чем занимается предприятие. Такой шаг направлен на повышение прозрачности бизнеса для банка. Более того, я по опыту работы могу сказать, что очень часто предприятия, которые закрывают у нас кредит, в дальнейшем остаются с нами сотрудничать и продолжают обсуживаться в нашем банке. И им, и нам в таких условиях легче выстроить взаимодействие. Они хорошо знают, что могут претендовать на пониженную процентную ставку, льготные условия выдачи следующего кредита и т.д. Мы хорошо знаем управляющих этих предприятий, сферу их деятельности и многие другие детали. - За последний год весьма существенно нарастил свое присутствие в регионах. Чем продиктован подобный шаг? Меньшим объемом необходимых инвестиций, низким уровнем конкуренции с другими игроками финансового рынка или ставкой на возрождение сегмента МСБ именно через регионы нашей страны? Для нас важным является целый комплекс факторов. Во-первых, заемщики – юридические лица в регионах гораздо более дисциплинированы: там ниже процент невозврата. Во-вторых, в отличие от столицы региональный кредитный рынок нельзя назвать перегретым. В небольших российских городах чувствуется нехватка кредитно-финансовых организаций, и клиенты ценят имеющиеся у них возможности намного выше. На сегодняшний день региональная сеть банка представлена 70 дополнительными офисами (включая офисы в стадии открытия), и мы намерены продолжать свою экспансию в регионы. Стратегия в этом плане у нас очень простая: мы открываем подразделение, выводим его на безубыточность, после чего открываем следующее. В-третьих, если говорить о практике работы, то в регионах весь процесс организовать легче. Наши менеджеры там имеют возможность выезжать на предприятие, оценивать его баланс, налаживать личный контакт с руководителями компаний и т.д. Я вижу большой потенциал в возрождении малого и среднего бизнеса в регионах России, несмотря на неопределенные перспективы российской экономики.

Интервью

Дмитрий Леус: «Развитие в регионах — это способ выжить» 19.12.2011 09:00 Банковская система демонстрирует признаки кризиса ликвидности, растут опасения финансового кризиса, а Алексей Кудрин и вовсе предрекает кризис экономический. В это время председатель совета директоров Дмитрий ЛЕУС в интервью «БО» сетует на гиперликвидность и рассуждает об IPO. — Дмитрий Исаакович Леус, есть мнение, что небольшие банки, если хотят быть успешными, должны специализироваться. У вас же весьма широкая продуктовая линейка, вы, скорее, банк универсальный. Почему выбрали именно такую стратегию? — Конечно, мы не в полной мере универсальный банк, поскольку основное направление для нас — это ритейл. Розничная линейка у нас действительно широкая: ипотека, авто- и потребкредитование, овердрафты, депозиты и т. д. Что же касается, например, МСБ, то сейчас мы к этому относимся с опаской. Я не говорю, что мы совсем отказались от работы в данном сегменте, но кредитование юрлиц требует более сложного и глубокого анализа состояния заемщика, да и последние два года показали, что в основном невозврат был именно у МСБ. Если ориентироваться на статистику невозвратов, то самый надежный продукт — конечно, ипотека. Однако кредитовать исключительно ипотеку нельзя, потому что мы не сможем иметь ту доходность, которая необходима нам для выживания. Поэтому у нас такая линейка продуктов, при которой мы можем обеспечить себе разумный баланс риска и доходности. — Расскажите подробнее про ипотеку. Вы работаете с АИЖК? — Чтобы работать с АИЖК, ипотечный портфель должен соответствовать определенным стандартам. Но, по-моему, у нас большая часть страны не подходит под эти стандарты. К сожалению, у многих людей часть доходов — неофициальные. Вообще, идеология, согласно которой кредит выдается на основании подтвержденных доходов, на мой взгляд, не совсем правильная.. Допустим, ипотека выдается на 15 лет. А много таких в нашей стране, кто 15 лет на одном месте проработал?! Поэтому для нас приоритет — это залог. Если залог позволяет выдать кредит, то мы меньше обращаем внимания на доходы заемщика и проще относимся к справкам. — Получается, что вы фондируетесь за счет своих источников пассивов? — Да, за счет вкладов, остатков на счетах юрлиц, других источников, ну, и капитала, естественно. — Вы не видите здесь риска? Пассивы относительно короткие, а активы — длинные. — Некоторый риск есть, но, во-первых, у нас средний срок возврата ипотеки пять лет, а во-вторых, ипотеку, даже выданную не по стандартам АИЖК, можно продать. Сбербанк, например, такие программы открывает, да и другие банки тоже. Есть еще партнерские программы, которые в случае необходимости позволяют получить ликвидность. Но это крайний случай, потому что мы не планируем работать по агентской схеме. Мы намерены сохранять у себя нашу клиентскую базу и предлагать нашим клиентам новые продукты и услуги. — Я неоднократно слышал от руководителей частных банков, много работающих с ипотекой, что против «госов» нет приема, как против лома. Вы согласны, что на ипотечном рынке неравные условия конкуренции? — Согласен, но знаете, неравные условия конкуренции не только на ипотечном рынке. Допустим, малый и средний бизнес Сбербанк кредитует под 8% годовых, а у нас средневзвешенная стоимость пассивов 8,5—8,75%. Однако у нас есть свои конкурентные преимущества. Мы можем себе позволить не требовать абсолютно белого дохода от клиента. А кроме того, как небольшой банк мы очень быстро реагируем на конъюнктуру. Большая же машина всегда сложнее управляется. Поэтому сейчас, к примеру, наши ставки по ипотеке даже немного ниже, чем в Сбербанке. Мы продали огромный портфель ценных бумаг, и на данный момент у нас гиперликвидность. Эти деньги нужно где-то размещать, так что мы не капризничаем в плане доходности. Любой западный консультант может сказать, что портфель должен выглядеть таким образом: процентов пятьдесят должно быть обеспеченных кредитов, 10—15% — потребы или какие-то другие высокодоходные кредиты, а 20—30 — госбумаги или другие надежные ценные бумаги, которые можно легко продать или получить под них рефинансирование ЦБ. — Вы сейчас активны на рынке потребкредитования. Расскажите об этом. — У нас были ставки по ипотеке от 9,95%. И есть клиенты, которые брали кредиты по такой ставке. А средняя ставка по рынку по депозитам — 10%. У нас пока ниже, и мы ставки не повышаем, потому что достаточно ликвидности. Но повышать доходность все равно нужно, потому что следующий приток пассивов наверняка будет более дорогой. А потребкредиты — хороший способ повышения доходности. — На рынке сейчас очень много аналогичных продуктов. В чем ваши конкурентные преимущества? — В потребкредитах главное — это организация продаж, качественное и быстрое обслуживание клиентов. Например, наш кредит «Новогодний» рассчитан на тех, кто покупает что-то для себя или своих близких к празднику. Такому клиенту скорость выдачи важнее, чем тот факт, что он, допустим, будет в месяц платить на 200 рублей больше. Так что давить ставками смысла нет. Быстро выдавать кредиты можно при наличии более или менее приличного скоринга и андеррайтинга. Первичное — это скоринг. Некоторые игроки этим и ограничиваются, машина автоматически выдает ответ — «да» или «нет». Но мы после скоринга все-таки делаем андеррайтинг. Пусть у нас и не самые низкие ставки, но получать по потребам невозвраты все-таки не хотелось бы. — Давайте вернемся к фондированию. Вклады составляют примерно половину ваших пассивов? — Да, объем вкладов у нас больше 9 млрд рублей, а валюта баланса — 18,5 млрд. — При этом, насколько я понимаю, вы не планируете конкурировать за клиентов с помощью высоких ставок. Тогда как? — У нас, наверное, уже не осталось людей, которые просто бегают по городу и ищут, где ставки выше… — Я бегаю. — Вы очень ненадежный клиент. Нет, есть, конечно, такие люди, но их немного. Все-таки у нас очень много клиентов, которые понимают, что мы работаем на рынке уже пять лет и доказали свою надежность, пройдя через кризис. Конечно, как я уже сказал, нам придется повышать ставки, двигаясь вслед за рынком, но мы никогда не будем держать самые высокие ставки. И практика показывает, что даже в случае каких-то сильных колебаний по ставкам на рынке отток вкладов не превышает 20—30%. — Вы затеваете некий совместный проект с аптеками «Ригла». Федеральная сеть сотрудничает с небольшим банком. В чем суть сотрудничества? — Мы сейчас запускаем пилотный проект. В 10 аптеках «Ригла» ставим свои маленькие допофисы. Если все пойдет, как надо, то и мы для «Риглы» начнем генерировать дополнительный поток клиентов — тех, кто шел в банк, а заодно заглянул в аптеку, и наоборот. Ведь что такое поход в банк в привычном понимании? Это целая история, надо запланировать время, прийти, наверное, подождать. А здесь будет стоять операционный столик с работником, при этом потенциальный клиент видит, что он без хлопот может подойти, открыть вклад, оформить кредит, сделать платеж по имеющемуся кредиту, то есть получить полный комплекс услуг. Но этот проект только запускается. Если, повторюсь, все получится — перспективы замечательные. У «Риглы» огромная сеть по стране, при этом все точки находятся в хороших, проходных местах. Кроме того, мы уже начали реализовывать с «Риглой» программу лояльности. Проценты, которые мы выплачиваем нашим клиентам на карту, можно тратить где угодно. Но если они потрачены в «Ригле», клиент получит скидку на лекарства в 20%. Такую скидку в действительности получить невозможно, поскольку цены на лекарства регулируются государством, поэтому эти 20% — наша расходная часть. Такой же продукт у нас есть и по кредитным картам. — Почему все-таки в качестве стратегического партнера — я имею в виду планы по открытию допофисов — вы выбрали сеть аптек? — Это не случайно. Когда человек заходит в аптеку, у него подходящее для нас психологическое состояние. Это состояние некой собранности. У нас была возможность попробовать использовать сеть «Шоколадница». Но мы отказались от этой идеи, потому что в кафе люди ходят отдохнуть и расслабиться, а банковские продукты требуют именно собранности. Нам кажется, посетители аптек будут довольны тем, что там есть банковские допофисы. Хотя понятно, что это произойдет не сразу. Людей нужно будет приучать. — Ну, помимо этих планов вы весьма энергично открываете традиционные отделения. С начала 2011 года открыто уже 15. Расскажите об этой довольно агрессивной стратегии. — Вы знаете, я думаю это не агрессивное развитие, а способ выживания. Просто мы сейчас понимаем, что нужно развиваться в регионах. Как показывает практика, в регионах процент невозврата гораздо ниже, чем в Москве. В маленьком городе все друг друга знают. И начальник службы безопасности там — это, как правило, бывший начальник местного отделения милиции, который тоже всех знает. И там не принято что-то не возвращать, потому что это сразу станет всем известно. В Москве все по-другому. Когда мы запускаем какой-то новый кредитный продукт, то всегда сначала сотнями идут сомнительные заявки — мошенники пытаются найти слабое место в скоринге или андеррайтинге. У мошенников выстроены и работают целые системы. Потом, когда этот поток останавливается, начинают подтягиваться нормальные заемщики. В регионах же данный процесс гораздо короче или даже вовсе отсутствует. — Вы увеличиваете капитал. За счет чего? — За счет прибыли и допэмиссии акций. — Допэмиссию выкупают нынешние акционеры? — Да. — Вы сейчас размещаете облигационный заем. Кто покупатели, какова доходность? — В принципе, есть понимание, кто эти облигации купит, андеррайтер у нас довольно известный. Даже если вдруг по каким-то причинам рынок эти бумаги не возьмет, часть выпуска возьмет на себя наш андеррайтер, часть — наши партнеры. Привлеченные деньги пойдут на финансирование тех продуктов, которые мы сейчас рекламируем. Про доходность пока говорить преждевременно. — В сентябре вы удивили наблюдателей аудитом от KPMG. Буквально недавно я по какому-то поводу решил посмотреть, кто был аудитором у Банка Москвы. Не буду называть компанию, но она не из «большой четверки». Мало того, что это крупнейший банк, так его акции еще и на бирже торгуются. То есть вопрос в том, зачем вам столь дорогой аудитор? Это связано с выпуском облигаций или с чем-то еще? — Да, это очень дорогой аудит, особенно для банка нашего масштаба Но дело в том, что мы уже сейчас хотим иметь международный аудит. Любой аудитор по итогам проверки дает рекомендации: что изменить, что поправить и т. д. И мы очень серьезно к этим вещам прислушиваемся, потому что если мы хотим со временим выйти на IPO — а это апофеоз любого бизнеса — нам нужно быть уверенными, что у нас правильная структура активов. Если международный аудитор с именем это подтверждает — это 80% успеха. Мы были недавно на Лондонской фондовой бирже, где нам объяснили, что для прохождения процедуры листинга даже рейтинг не нужен — нужен именно международный аудитор. Да и инвесторы больше смотрят на аудит, а не на рейтинг. Поэтому мы считаем, что уже сейчас у нас должен быть хороший аудитор, который в случае необходимости подскажет и поможет избежать ошибок. Словом, аудит KPMG — это наши инвестиции в будущее. — Но IPO, наверное, это в далекой перспективе? А каковы ближайшие планы? Планируете привлекать каких-то инвесторов? — Да, но вопрос в том, с какой целью привлекается инвестор. Мы хотим стать абсолютно белой, прозрачной структурой. Точнее, мы и так белые и прозрачные, задача состоит в улучшении качества работы организации и доведения этого качества до международных стандартов. Именно в этом цель, а не в том, чтобы получить деньги от инвестора от продажи ему акций. Поэтому мы хотим привлечь, допустим, ЕБРР или другого аналогичного партнера, который понимает, что такое банковский бизнес. Если такой партнер скажет, что, мол, мы не зайдем к вам в капитал, пока вы то-то и то-то не поменяете, то мы, безусловно, это поменяем. Мы знаем, какой у них опыт. И этот опыт они накапливали десятилетиями, пройдя не один кризис, поэтому их замечания для нас очень важны. А мы можем что-то не понимать или что-то не видеть сами у себя, можем быть излишне уверенным в чем-то или, наоборот, слишком осторожными. Вот с какой целью мы хотим привлечь инвестора. И если такой инвестор у нас в капитале, то все будут понимать, что у нас работа выстроена неплохо. Беседовал Александр ГОЛОВИН

Ипотека

Покупка квартиры – это не та история, когда нужно бросаться в омут с головой. Особенно если речь идет о приобретении недвижимости в кредит. Что следует учесть заемщику при выборе ипотечной программы? Предположим, вы задумались над тем, чтобы улучшить жилищные условия: переехать, наконец, в свою квартиру со съемной, или купить «трешку» вместо «двушки», или перебраться поближе к центру. Желание есть, но… осуществить его не по карману. И вот тут на ум приходит ипотека. Кто-то говорит, что это – кабала, но ведь, согласитесь, накопить несколько миллионов самому в большинстве случаев бывает трудно. Конечно, у ипотеки есть как плюсы, так и минусы. Да и нюансов в этом вопросе очень много. Ипотечному заемщику следует их знать, чтобы избежать в перспективе проблем, взяв кредит в первом попавшемся банке, согласившись на любые условия в погоне за мечтой о скорейшем приобретении недвижимости. Брать или не брать? В августе-сентябре 2011 года условия для заемщиков на рынке ипотечного кредитования были весьма привлекательными. Рынок оказался насыщен банковскими предложениями, разнообразными акциями, скидками. Многие кредиторы в борьбе за клиентов устроили «соревнование» между собой по снижению ставок, смягчению условий и внедрению дополнительных привлекательных опций. Затем возникли опасения по поводу возможности «второй волны» кризиса. И ситуация на рынке ипотеки стала меняться. Сейчас ряд банков начали повышать ставки по кредитам, в том числе ипотечным. Правда, пока это повышение относительно незначительное – в среднем на 1%. «Тем, для кого приобретение жилья с помощью ипотеки является вопросом актуальным, я бы посоветовал поспешить и успеть взять кредит уже сейчас», – рекомендует председатель совета директоров Дмитрий Исаакович Леус, аргументируя свою позицию тем, что снижения ставок в ближайшей перспективе не предвидится. Скорее, наоборот. «В кризисных условиях банки, как правило, не только увеличивают процент за пользование кредитом, но еще и ужесточают условия андеррайтинга, – поясняет эксперт. – Иными словами, к рассмотрению клиентских заявок банки подходят жестче, и получить согласие банка на получение ипотечного кредита будет сложнее». «Многие банки в настоящее время начали ужесточать условия кредитования, это является следствием удорожания кредитных ресурсов. Лучше успеть запрыгнуть в вагон низких ставок сейчас», – подтверждает начальник Управления ипотечного кредитования Номос-банка Сергей Арзянцев. Год – не срок Принимая решение об ипотеке, первоначально нужно оценить свои возможности. Подойти к этому вопросу следует с максимальным скептицизмом. Ведь этот кредит вам, быть может, придется обслуживать два–три десятка лет. Впрочем, как отмечает начальник управления ипотечного и потребительского кредитования СМП банка Наталья Коняхина, срок кредитования каждый заемщик определяет для себя сам. «В основном, люди берут ипотечный кредит на 10–15 лет, а погашают за 5–7 лет», – говорит она. «Чем дольше срок – тем больше переплата, – предостерегает Дмитрий Леус. – Если позволяет доход, то я бы посоветовал выплатить ипотечный кредит досрочно». При принятии решения о покупке квартиры с помощью кредита потенциальным клиентам важно понять, что ипотека – это не так страшно и недоступно, как иногда кажется. Более того, для многих ипотечный кредит является единственной возможностью купить собственное жилье, не накапливая требуемые суммы годами и не теряя деньги из-за инфляции. По мнению Дмитрия Леуса, ипотека – уже давно достаточно удобный, отлаженный и доступный инструмент решения жилищного вопроса. С другой стороны, ошибочно было бы считать, что кредит – это что-то неважное или необязательное. Долг придется возвращать на регулярной основе. Соответственно, необходимо рассчитать, какую часть семейного дохода можно будет отдавать в счет погашения долга, не пересев при этом на «хлеб и воду». Условности Принимая решение об ипотеке, не только вы оцениваете свои силы и возможности, но и банк – ваши. Как отмечает Наталья Коняхина, у заемщика, в первую очередь, должна быть стабильная работа. «Хорошо, если в собственности есть квартира, дача, машина или другое имущество, – говорит эксперт. – Немаловажное значение имеет и положительная кредитная история». «К официальному подтверждению дохода многие банки относятся более лояльно, – рассказывает Дмитрий Леус. – Я считаю, что по большому счету особого смысла в справке по форме 2-НДФЛ нет, ведь даже имея на руках такую справку, точно спланировать доходы на 10–15 лет вперед (то есть на срок ипотечного кредита) просто невозможно». Поэтому сегодня многие банки рассматривают возможность подтверждения доходов заемщика справкой по форме банка. Правда, нужно учитывать, что в этом случае процентные ставки по ипотечному кредиту могут быть несколько выше. Возраст клиентов на момент получения кредита чаще всего находится в диапазоне от 27 до 45 лет. Впрочем, бывают и более широкие возрастные «рамки». «У нас, например, кредит могут оформить люди от 21 года до 60 лет», – отмечает Леус. Лучшая ставка Еще одним важным аспектом, над которым стоит задуматься, – это валюта, в которой вы будете брать кредит. «Лучше брать ипотечный кредит в той валюте, в которой заемщик получает доход, чтобы в условиях неблагоприятной экономической обстановки не столкнуться с увеличением стоимости кредита из-за скачков курсов валют», – утверждает Наталья Коняхина. «Для заемщика с доходами в рублях кредит должен браться только в рублях без каких-либо оговорок, – соглашается Сергей Арзанцев. – Рассчитывать на падение курса доллара и евро к рублю бессмысленно». «Если у заемщика рублевый доход, то однозначно в рублях, – говорит и Дмитрий Леус (банк «Западный»). – Это как минимум поможет избежать рисков, связанных с колебаниями курсов валют». По его мнению, не стоит также обольщаться предложениями, связанными с плавающими ставками, которые обычно привязаны к таким инструментам как MosPrime, Libor или ставке рефинансирования Центрального банка. «Не советую делать этого, – замечает Леус. – Изменение ставок в ближайшей перспективе возможно только в сторону повышения, и любая неопределенность в этом вопросе – лишний дискомфорт для заемщика». С другой стороны, сделав нехитрый расчет, можно увидеть, что именно предложения с плавающими ставками являются довольно привлекательными. Например, в одном ипотечном банке есть программа, где первые пять лет действует ставка в 9,75%, а последующие годы – 4,5% плюс ставка MosPrime (сегодня этот индекс составляет 6,64%*). Банк, где комфортно Выбирая банк, в котором вы намерены получить ипотечный кредит, нужно обратить внимание и на некоторые второстепенные, но не менее значимые детали. «Лучше брать кредит в стабильном банке с хорошей репутацией, для которого ипотечное кредитование является приоритетным направлением бизнеса», – считает Наталья Коняхина (СМП банк). «Сначала нужно поинтересоваться, в какой валюте банк готов выдать вам кредит, – дополняет Дмитрий Леус. – Затем рассмотреть процентные ставки, и обязательно узнать, какие требования предъявляет банк к предмету залога, то есть к приобретаемой недвижимости». По словам Сергея Арзянцева, обращать внимание нужно не только на размер предлагаемой процентной ставки, но и возможность банка кредитовать различные варианты недвижимости, такие, например, как квартиры с перепланировкой или квартиры, пробывшие в собственности продавца менее трех лет. «Вы можете также обратить внимание и на то, учитывает ли банк дополнительные доходы, подтвержденные не только справкой 2-НДФЛ, а также возможность привлечения дополнительных созаемщиков не из числа супругов», – дополняет эксперт. Иногда это бывает действительно важно. Например, когда не хватает каких-нибудь 5 тыс. рублей «белого» дохода, чтобы получить заветный «лимит» на покупку понравившейся квартиры. Между тем, нельзя забывать о качестве банковского обслуживания. Всегда смотрите на уровень сервиса при первом посещении. Если в банке за клиентом закрепляют персонального менеджера, это очень хорошо. По крайней мере, сие означает, что в будущем вам не придется бегать от одного специалиста к другому, пытаясь выяснить какие-то вопросы. Да и пакет документов, который требуется для оформления сделки и получения кредита, довольно объемный. Потому просто необходимо, чтобы в банке был как минимум один человек, ответственный за процедуру взаимодействия кредитора с вами. Кроме того, помните, что приходить в банк вам придется впоследствии каждый месяц, то есть много-много раз. Важно, чтобы там отсутствовали очереди, и был удобный график работы офиса. До сих пор встречаются банки, которые закрываются в 18.00. Это весьма странно, учитывая то, что у большинства их клиентов рабочий день заканчивается как минимум в это же время, а то и позже. По словам Сергея Арзянцева, также сразу стоит выяснить и все разовые платежи по кредиту, которые вам потребуется оплатить при получении займа. Нюансы погашения Существуют два способа погашения ипотечного кредита – дифференцированными платежами и аннуитетными. При аннуитетном платеже вы каждый месяц отдаете банку одинаковую сумму денег (при этом сначала погашаются преимущественно проценты). При дифференцированной схеме размер платежей каждый месяц – разный. Максимальным он будет в самом начале, а затем станет уменьшаться (за счет того, что проценты начисляются на все меньшую и меньшую сумму долга). Сергей Арзянцев (Номос-банк) считает, что дифференцированный платеж – это маркетинговый ход, применяемый некоторыми игроками, чтобы показать меньший объем переплаты по кредиту и якобы большую выгодность такого предложения. На самом же деле такой график платежей ничем не лучше, и даже менее выгоден для заемщика. По словам эксперта, реальная стоимость денег и при аннуитете, и при дифференцированном платеже в случае одинаковой процентной ставки не будет различаться. Дмитрий Леус придерживается иной точки зрения и приводит такой пример. Предположим, вы взяли 1 млн. рублей сроком на 10 лет под 11,25% годовых. В случае аннуитетных платежей на протяжении всего срока обслуживания долга вы будете выплачивать одну и ту же сумму – 13 854 рубля. При этом состав платежей будет изменяться следующим образом: в первый месяц погашение основного долга составит 4607 рублей, проценты – 9246 рублей, в последний месяц 27 486 рублей и 271 рубль, соответственно. За весь срок действия кредита переплата по процентам составит 676 412 рублей (без учета единовременных и ежемесячных комиссий и страховки). При дифференцированных платежах первый платеж будет включать сумму основного долга – 8333 рубля, и проценты – 9246 рублей, то есть общая сумма платежа будет больше, чем в первом примере – 17 579 рублей. Затем размер задолженности по основному долгу будет уменьшаться на 8333 рубля, и процентные платежи – тоже: второй месяц – 17 805 рублей, третий месяц – 17 703 рубля и т.д. В последний месяц общая сумма платежа составит 8408 рублей, из которых 8333 рубля – основной долг, и 74 рубля – проценты. За весь срок действия кредита переплата по процентам составит 566 893 рубля (также без учета единовременных и ежемесячных комиссий и страховки). Таким образом, при равной процентной ставке общая сумма задолженности при дифференцированных платежах будет меньше на 109 519 рублей, чем при аннуитетных. Получается, что дифференцированный платеж для заемщика выгоднее. И все же, по мнению Сергея Арзянцева, в дифференцированной схеме есть один нюанс. «Когда вам «продают» дифференцированную схему, вам сравнивают переплату со схемой аннуитета при условии, что вы не будете осуществлять досрочное погашение кредита, но забывают о том, что никто не мешает вам платить столько же, сколько и при дифференцированной схеме, погашая часть кредита досрочно, – говорит он. – Если делать так, то ваша структура платежей будет абсолютно идентичной дифференцированной схеме, а итоговая переплата окажется точно такой же». * Цифры действительны на момент написания статьи